Без дорог край не поднять

Сегодня автотранспорт полуострова выполняет не менее 80 % грузовых и пассажирских перевозок. Но из-за плохого состояния дорожной сети экономика края несет серьезные потери. Впрочем, то же самое можно сказать и об инвестиционной привлекательности Камчатки, ее деловых перспективах, о качестве жизни людей. Даже посещение краевого центра стало для многих жителей камчатской глубинки трудноразрешимой проблемой.

Грустный перечень

А ведь нарушение транспортной доступности до любого населенного пункта полуострова — это не что иное, как грубое нарушение конституционного права камчатцев на свободное и безопасное передвижение. Зачем они едут в тот же Петропавловск? Чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь, поступить в вуз или попросту проведать близких им людей — поводов предостаточно. Но как уже отмечалось, сделать это им не всегда удается. Социологи утверждают: сегодня мобильность камчатцев в добрый десяток раз ниже, чем в центральных регионах России.

Резонно возникает вопрос: а почему дорожная инфраструктура оказалась в столь плачевном состоянии? По словам директора крупнейшей краевой дорожно-строительной компании «Устой-М» Юрия Ломакина, основная причина кроется в том, что на дорожное строительство Камчатки из года в год отпускаются крайне скудные средства. А без них, как ни крути, даже самую простенькую дорогу не построишь. Причем после ликвидации дорожных фондов, которые позволяли регионам брать на себя большую часть расходов по содержанию и развитию дорожных сетей, проблема только усугубилась. Как это ни прискорбно, но начиная с 2002 г. и по 2007 г. администрация полуострова фактически не занималась вопросами дорожного строительства. Если в 2001 г. она сумела наскрести на содержание дорог 150 млн руб., то в 2007 г. — лишь 132 млн. руб. И это при том, что за 7 лет цены на битум, горючее, инертные материалы, цемент и многое другое только выросли, причем выросли в разы. Мы уже не говорим о нашей удаленности от основных экономических центров страны, что тоже добавляет солидную дозу негатива в этот грустный перечень. Перелом наметился только в 2008 г.

Крутые меры

Сегодня Камчатка фактически потеряла значительную часть своего дорожного потенциала. Лишь очень немногое отвечает нормативным требованиям. И это при том, что уровень автомобилизации края неуклонно растет. Тяжелый автотранспорт только разбивает вконец изношенные дороги, большинству которых за 30 и более лет. Как сказали нам специалисты компании «Устой-М», при ямочном ремонте, когда воздухом приходится очищать поврежденные участки трассы, от земполотна отслаиваются целые пласты асфальтобетонного покрытия. Что естественно: ведь 30 лет — это тот критический возраст, после которого начинаются необратимые разрушения дорожного полотна. Нынешняя реальность такова, что значительную часть камчатских дорог надо переводить с асфальтобетона на грунт, потому как твердого полотна на них попросту не осталось.

— К сожалению, чиновники не всегда считаются с этими досадными переменами, что не лучшим образом сказывается на содержании дорог, «недоремонт» которых составляет более 90%. Ну что толку в том, что наши грейдеры целый день «утюжили» дорогу, если через сутки она снова покрылась колдобинами. Очевидно, что тут нужны иные меры, иные подходы. Например, давно назрела необходимость увеличить договорные сроки обслуживания дороги с одного года до трех лет. А еще лучше — до пяти, что принесет больше пользы. Однако мало кто из власть имущих готов выслушать наши резоны. К сожалению, брутальное правило административно-командной системы: я — начальник, ты — дурак, живо и сегодня. Хотя рынок поставил заказчика и подрядчика в равное положение. Ведь, по сути, мы партнеры в решении общих задач, но тем не менее найти взаимопонимание не всегда удается, — директор Юрий Ломакин не сглаживал острых углов.

Пустяк? Это как посмотреть! Не будем лукавить, у российских дорожников не самая лучшая репутация. Многие из них завышают расценки на свои услуги, не чураются и так называемых откатов. Правительство РФ даже пошло на крутые меры, введя в практику снятие с переходящих объектов до 15% заработанных средств под тем предлогом, что, дескать, понизились цены на ряд строительных материалов. Однако это вряд ли справедливо по отношению к камчатским дорожникам. Дело в том, что если в некоторых регионах страны цены на стройматериалы действительно малость пошли вниз, то на Камчатке, наоборот, они только растут. Вот факт: если недавно цена битума составляла 17 000 рублей за тонну, то сегодня — 21 000 рублей. Схожая картина и по инертным материалам. Да, они местного производства, казалось бы, должны дешеветь, но фактически их цены тоже потянулись вверх. Причем потянулись не потому, что улучшилось качество продукции, оно-то как раз низкое, а по той причине, что ее производитель занимает монопольное положение на рынке, чем и беззастенчиво пользуется. Все это побудило руководство компании наладить собственное производство инертных материалов. Что бы там ни говорили, а без дорог Камчатку не поднять.

По мнению менеджеров ООО «Устой-М», краевому правительству следовало бы отрегулировать и вопрос аренды баз под производственные нужды дорожников. Они уже не раз ставили этот вопрос, приводя убедительные аргументы, но лед пока не тронулся. А ведь от решения проблемы выиграют не столько дорожники, сколько заказчики, так как появится реальная возможность снизить расценки на строительные услуги.

Стройка века

На экономической карте полуострова ООО «Устой-М» появилось без малого 6 лет назад. Это было непростое время, когда подобного рода компании чаще лопались под натиском проблем, чем приживались. Счастливая судьба? Наверное, не без этого, но главное все же было в другом: прежде всего — в грамотном менеджменте и в исключительной работоспособности персонала, что в конце концов и позволяло коллективу даже невозможное делать возможным. Он нисколько не задержался на старте и буквально с ходу стал набирать обороты. Сегодня технический, кадровый и управленческий потенциал компании таков, что ей под силу решать самые сложные задачи дорожного строительства. В этом плане мало какое предприятие Камчатки может сравниться с ней.

Есть у ООО «Устой-М» и свой участок длиной 35 км на краевой стройке века — прокладке дороги Петропавловск — Усть-Камчатск. В минувшем году его коллективу удалось выполнить здесь без малого 95 % земляных и иных работ. Здесь впервые стали применять на будущей трассе трубы из гофрированного металла, они более долговечны в эксплуатации, а также и георешетки, использование которых не допускает просадок дорожного полотна на подходах к мостам. Впрочем, что касается последних, то надо отметить и следующее: при ремонте мостов компания взяла за правило применять специальные добавки, которые повышают прочность бетона. А откосы вблизи искусственных сооружений она укрепляет габионами — эдакими металлическими мешками, наполненными обыкновенными камнями. Согласно плану свой участок дороги компания должна сдать в следующем году.

По мнению экспертов, ООО «Устой-М» — очень динамично развивающаяся компания не только нашего полуострова. Если еще недавно она состояла из одного грейдера и пяти человек персонала, то сегодня здесь — под 200 мастеров своего дела и обширнейший парк современной техники. Несмотря на кризис, компания четко выстроила свои приоритеты, отдав предпочтение высокому качеству работы, она всегда открыта к взаимовыгодному диалогу, а ее ценовая политика по-настоящему прозрачна. И главное — она востребована на камчатском рынке.

Досье

Юрий Ломакин родился в Петропавловске. Среднюю школу окончил в Елизове. А профессию дорожного строителя получил в Хабаровском политехе. По распределению попал в Мильково. Начинал мастером, прорабом. Был главным инженером ФГУП «Камчатавтодор». С 2004 г. — директор ООО «Устой-М». Женат. Сын и дочь также работают дорожниками. Заинтересованно изучает новые технологии дорожного строительства.

Аргументы и Факты | №3 19 января 2010 г.



Scroll Up