Дороги могут быть не бедой, а гордостью

ООО «Устой-М»: дороги могут быть не бедой, а гордостью!

27 ноября — День Рождения компании «Устой-М», которая была создана в далёком 2003 году, чтобы перевернуть устоявшиеся стереотипы о дорогах вообще и о камчатских в частности. Дороги могут быть не бедой, а гордостью: хорошими, ровными и исправно служить весь положенный до ремонта срок. Даже в непростых нынешних условиях, когда бизнесу приходится преодолевать массу различных препятствий, можно работать успешно и развивать предприятие. Вот что на протяжении многих лет работы собственным примером демонстрирует компания «Устой-М».

Ее основатель и бессменный руководитель Юрий Ломакин не любит громких слов. Давая характеристику качеству (будь то техника, материалы или дороги), говорит «нормальное», в особых случаях – «хорошее». Рассказывая о коллективе, избегает шаблонных «дружный, сплоченный». Говорит, «боеспособный, в состоянии решать задачи любой сложности». И это совершенно справедливо – к чему красивые слова, когда дела говорят сами за себя?!

11 лет назад главный инженер «Камчатавтодора», проработавший в отрасли четверть века, шагнул на зыбкое поле предпринимательства, имея в активе богатый опыт, желание работать и две единицы арендованной техники. Коллектив новоиспеченного предприятия состоял из 5 профессионалов-дорожников. Нацелившись на выполнение серьезных задач, имя предприятию дали крепкое, говорящее о надежности: «Устой-М». Начали с субподрядов, первыми заказчиками были ЗАО «Камголд», ЗАО НПК «Геотехнология». Стоит отметить, что их руководители знали Юрия Ломакина как классного специалиста еще в пору его работы в «Камчатавтодоре», поэтому можно сказать, что помимо экскаватора и бульдозера в арсенале предприятия была еще и профессиональная репутация директора.

Преимущества цепочки – не золотой, а производственной

Сегодня ООО «Устой-М» – один из крупнейших дорожных строителей Камчатки занимается также ремонтом и содержанием автомобильных дорог, выполняет земляные работы любой сложности, оказывает транспортные услуги. Коллектив предприятия вырос до 300 человек, более 50 из которых – инженерно-технические работники. Парк техники насчитывает свыше 200 современных дорожно-строительных машин и ежегодно пополняется на 20-30 единиц. Работают 3 асфальтобетонных завода, 2 из них при необходимости можно за месяц перенести в заданную точку полуострова. Есть собственная проектная организация. Лаборатория – единственная в крае не просто сертифицированная, а аттестованная Московским аттестационным центром.

— Дорожных предприятий на Камчатке много, и, чтобы быть конкурентоспособными, мы сразу поставили себе высокую планку по качеству материалов и асфальтобетона, –  рассказывает Юрий Ломакин. – А как выигрывать на рынке? Только за счет нормальных кадров, современной техники, увеличения производительности труда: объект, который раньше мы бы 4 месяца делали, сейчас можем сделать за 1,5-2. А сокращение сроков строительства существенно экономит средства.

— Основные преимущества нашего предприятия – выстроенная производственная цепочка и наличие внутренних резервов, – подчеркивает Юрий Валентинович. – У нас все свое: есть карьер, где мы берем щебень, есть дробильно-сортировочные комплексы, транспорт, японские асфальтобетонные заводы, хорошие асфальтоукладчики. При необходимости мы организуем работу в две смены, перебрасываем бригады туда, где надо выполнить срочную задачу, и тогда, когда нужно делать несколько объектов. Все это дает нам возможность выигрывать аукционы и получать заказы, снижая цену на некоторых объектах практически до себестоимости. Зато без работы не сидим – люди постоянно при деле.

Профессия – директор

В 1978 году выпускник Хабаровского политехнического института, инженер путей сообщения Юрий Ломакин вернулся на родную Камчатку и устроился работать в Мильково мастером. Ему в основном приходилось решать не инженерные задачи, а распределять технику, 5-6 экскаваторов, столько же бульдозеров и два десятка машин, которые без конца ломались. Особенно трогала молодого специалиста участь работяг-экскаваторщиков, которые приходили на работу за три часа до начала смены, в 5 утра, чтобы к восьми разогреть допотопную машину. Для этого требовались бадья (над горевшим в ней огнем грели ковш) и две паяльные лампы. Когда экскаватор ломался, машинистам приходилось совсем туго.

— Чуть трос порвался, они вдвоем чинят, чумазые, замерзшие – стекол и печки нет… Мне так обидно было за людей! – вспоминает Юрий Валентинович. – Раньше объемы выполняли большие, а техники не хватало, она была старая, дорожная отрасль по остаточному принципу финансировалась. И я переживал, что можем многое, что люди у нас хорошие, но как с таким железом что-то делать?! И я для себя тогда еще решил: хочу, чтобы они в нормальных условиях работали! Такая была у меня мечта. И сейчас претворяем ее в жизнь.

Но все же главным достижением Юрий Ломакин считает не хорошее техническое оснащение предприятия, а его привлекательность как работодателя:

— Создание работоспособного коллектива – вот наша самая весомая заслуга, – говорит директор. – Большая часть способна решать любые задачи. Много профессионалов, которые одинаково хорошо могут работать на разной технике – экскаваторе, бульдозере, грейдере. За счет таких людей и держится предприятие. И без них вся наша современная техника и заводы – ничто.

Правда и то, что руководство не скупится на обучение кадров, на повышение квалификации, отправляет сотрудников в командировки не только по России, но и в Японию. Молодежи в коллективе немало, бестолковые тут долго не задерживаются, а тем, кто работает с желанием, профессиональный рост обеспечен.

На вопрос о том, как инженер-дорожник стал успешным предпринимателем, Юрий Ломакин отвечает с улыбкой:

— А я всегда чувствовал себя директором, будучи прорабом, начальником участка и т. д. Так для себя и определил – моя профессия: директор. Мне интересно моим делом заниматься, строить дороги, ремонтировать. Да, наш бизнес как корова. Купил – должен кормить, ухаживать, доить, и все это каждый день, без перерыва на обед. И если не любишь свою «корову», наверное, все это в тягость. А я – люблю. Я счастливый человек.

Эту любовь Юрий Ломакин передал и своим детям. Сын и дочь пошли по стопам отца, окончив тот же вуз по той же специальности. Сын сейчас работает вместе с отцом в должности заместителя директора по строительству.

— Девиз предприятия – «Камчатскому краю – достойные дороги». И мы делаем все, чтобы воплотить его в жизнь. Название предприятия подтверждаем реальными делами и уже замечаем, что имя начинает работать на нас, – говорит Юрий Валентинович.

«Технически сложно» значит «интересно»

На предприятии принята программа по улучшению качества асфальтобетона, и каждый год посвящен совершенствованию конкретного направления. Например, в 2014 году целенаправленно занимались уплотнением, обучали персонал, добивались результата. Все заказчики отметили, что замечаний по этому фактору нет – качество соответствует стандарту и выше.

2015-й год «Устой-М» определил как год ровности. Намечен ряд мероприятий, закупается специальное оборудование, работники пройдут обучение. После того, как ровность покрытия будет безупречной, дорожники планируют переход на модифицированный битум – он более высокого качества, а именно от битума зависит, как долго прослужит асфальтобетонное покрытие.

— Дополнительно подбираем себе еще один вектор, чтобы окончательно заполнить производственную цепочку, – делится планами Юрий Валентинович. – Закупили небольшую цементно-помольную установку, привезли бетонно-растворный узел, поскольку столкнулись с некачественным железобетоном. Решили попробовать его производить.

Конечно, жизнь предприятия состоит не из сплошных побед, трудностей тоже хватает. И, пожалуй, самые серьезные из них – отсутствие четкого плана работ хотя бы на два года вперед и позднее проведение торгов.

— В этом кроется наша проблема. Есть один переходящий на 2015 год объект (реконструкция дороги Петропавловск – Мильково на участке 249-260 км) и работа по содержанию, и больше мы не знаем, что нас ждет в 2015 году, какие стройки, ремонты, реконструкции будет выставлять на торги наш главный инвестор – правительство Камчатского края, – объясняет Юрий Ломакин. – И если бы торги проводились не позже февраля-марта, мы бы успевали подготовиться к сезону. Сложность в том, что часть материалов приходится завозить с материка, а это время, иногда до 3 месяцев требуется на подготовку заказа и доставку на полуостров. Поэтому по строительству и ремонту краевых дорог наше пожелание к властям такое: нужна четкая программа действий минимум на два года. Как положительный пример можно привести программу благоустройства, которая действует в районах края. В 2013 году мы асфальтировали Усть-Камчатск, в этом году – Эссо, Анавгай. В будущем году будут благоустроены Усть-Большерецк и Тиличики, в 2016-м – Оссора. Все понятно: где какие работы проводить.

Еще одна характерная деталь: наиболее интересной здесь считают самую сложную работу – например, подготовку биатлонной трассы. Она выполнена по особой технологии, с применением специального слоя, соответствует международным спортивным нормативам. Или комплексное благоустройство Эссо, где предстояло выполнить новую для нас задачу и уложиться в сроки. Привезти завод, развернуть, наладить производство, а главное – делать тротуары, бордюры, колодцы. Эссо – первый для коллектива «Устой-М» большой опыт комплексного благоустройства.

— Главный инженер практически жил там все лето. И справились – сделали нормально, заказчик доволен качеством, – говорит Юрий Валентинович. – Хочется отметить и взаимодействие с местной властью, которая во всем помогала нам, все вопросы решались оперативно, чувствовалось, что делаем общее дело и все заинтересованы в результате.

Без преувеличения можно сказать, что в хорошем результате работы предприятия «Устой-М» заинтересованы все без исключения жители Камчатского края, ведь от качества наших дорог сегодня зависит очень многое, в том числе и уровень жизни в целом.

Анна ДАЛЬ

«Камчатский Край — Единая Камчатка» | 26 ноября 2014



Scroll Up