Электронные торги должны пойти по этапам

В последние годы чуть ли не все дорожные строители публично говорят о двух проблемах. Первая связана с ФЗ-94. Эта тема настолько часто поднимается на всех уровнях, что уже набила оскомину. Вторая беда дорожников (впрочем, не только дорожников, но и всех производственников) — это отсутствие квалифицированных специалистов. К сожалению, в 90-е годы в России были закрыты сотни ПТУ и техникумов. И на рынке образовался настоящий кадровый голод. Впрочем, безвыходных положений не бывает. По крайней мере, руководители дальневосточных промышленных предприятий не только предлагают способы решения отраслевых проблем, но уже и решают их на своем уровне.

Прямой результат

Предприятие «Устой-М» из Петропавловска-Камчатского в своем регионе известно, наверное, всем специалистам-дорожникам. Именно эта компания успешно занимается строительством, ремонтом и содержанием дорог. И руководитель организации Юрий Валентинович Ломакин прекрасно знает все отраслевые проблемы. Более того, он предлагает конкретные способы решения этих проблем. Вот что сказал этот опытный производственник и управленец в беседе с нашим корреспондентом:

— Сейчас все говорят о недостатках ФЗ-94. И слова-то звучат абсолютно правильные. Действительно, фирмы-однодневки подрывают рынок и мешают работать нормальным отраслевым предприятиям. Мы ведь не можем играть до бесконечности и понижать цены до нижней планки. Мне зарплату людям нужно платить, налоги в бюджеты разных уровней перечислять, технику запчасти и ГСМ закупать, за электроэнергию рассчитываться… Перечень здесь большой. При этом мы живем и работаем в северном регионе. Здесь все завязано на северный завоз. И удорожание любой продукции, любых товаров у нас весьма серьезное. Невозможно сравнивать ту же Камчатку и, скажем, Псковскую область. Однако ФЗ-94 уравнивает все территории и все компании. Это в корне неверно. Я уж не говорю о том, что этот федеральный закон дает карт-бланш предприятиям, не имеющим на балансе ровным счетом ничего. Ни техники, ни специалистов, ни отраслевого опыта. Они-то и могут до бесконечности понижать цены на конкурсах. Чем такие деятели и занимаются с успехом. А от этого страдает качество работ. Вот я сейчас банальные вещи говорю, но, честное слово, молчать об этом тоже нельзя. Что такое цена вопроса на конкурсе? Это совершенно четко просчитанные моменты. К примеру, тот или иной объект стоит 100 миллионов рублей. В эту сумму входят расходы на материалы, технику, ГСМ, зарплату, налоги и так далее. Все забито, все учтено. Как можно успешно выполнить такую же задачу, допустим, за 60 миллионов? Это абсурд! Так что не стоит удивляться, что в результате мы получаем плохие дороги, которые приходится ремонтировать из года в год. Это — прямой результат применения ФЗ-94.

Страдают проекты

Но если о конкурсных недостатках в дорожной сфере говорят на всех уровнях, то вот схожие проблемы в проектном преломлении поднимаются не часто. А это также серьезная беда. Вновь предоставим слово Юрию Ломакину:

— Да, конкурсы отражаются и на качестве проектных работ. Выигрывают торги разные организации. В том числе и те, которые не имеют возможности работать качественно и в соответствии с элементарными технологическими требованиями. Что получается в результате? А все просто. Мы приходим на тот или иной объект и смотрим документацию, якобы подготовленную проектировщиками. По бумагам все красиво. И геологические изыскания там вроде бы проводились, и другая деятельность. А на деле, как говорится, конь не валялся. Полная пустота. До смешного доходит — по документам, например, грунт на том или ином объекте имеет третью категорию, а на самом деле там, в чистом виде, пятая или шестая категория. И все дальнейшие затраты на должную подготовку грунтов несет именно подрядчик. Это ведь мы свою технику используем и своих людей привлекаем. Ну и кто проводил изыскания? Какие специалисты? С каким опытом? Неизвестно. А нам приходится уже на месте, в ходе своей работы, устранять их огрехи за свои деньги. Но это же не наше дело! У нас другие функциональные задачи. Тем не менее факт остается фактом.

Под занавес

Наша газета уже не раз писала о «временной» проблеме торгов. Эта беда особенно актуальна для северных территорий. Ситуация выглядит следующим образом — строительный сезон на Севере начинается, в самом лучшем случае, в апреле. А чаще профильные работы стартуют в конце мая — начале июня. Это — климатические особенности территории, и никуда от них не денешься. Так вот, торги на Дальнем Востоке зачастую проводятся в том же апреле или в том же мае. То есть буквально в последний момент, когда у дорожников нет возможности нормально подготовиться к решению отраслевых задач. Ту же технику приготовить, те же асфальтобетонные заводы перевести на определенный цикл, людей спокойно распределить по участкам, затраты просчитать. Тем более сезон у специалистов также короткий. Он заканчивается в октябре, после чего никакие строительные или ремонтные работы никто не производит. Поэтому на всё про всё у дорожников остается примерно три-четыре месяца. Вот они и крутятся в авральном режиме, вместо того чтобы работать планомерно и без спешки. Почему так происходит? Ведь гораздо логичнее провести конкурс в феврале и предоставить дорожникам временной люфт. Но нет, у нас в регионе на такие моменты внимания просто не обращают. А бывает и того хуже. Юрий Валентинович вспоминает, когда именно ему приходилось выигрывать торги:

— Вы не поверите — в августе. Да-да, буквально за два месяца до окончания сезона мы выиграли конкурс. Естественно, пришлось работать на износ. И я не понимаю, почему так происходит. Логики в таком подходе я не вижу.

Логичный подход

А как нужно применять ФЗ-94? Или его вообще стоит изменить до неузнаваемости? На эти вопросы участники рынка отвечают по-разному. А вот у Юрия Ломакина мнение по поводу торгов сформировано уже давно:

— Федеральный закон № 94 нужно дополнять. На мой взгляд, в этом нормативном акте требуется прописать двухэтапный порядок проведения конкурсов. На первом этапе участники будут обязаны предоставить данные о своих технических, технологических и кадровых возможностях, а также о своем опыте решения отраслевых задач. В результате фирмы-однодневки просто отсеются, и на второй этап выйдут реально работающие предприятия, обладающие примерно одинаковым производственным потенциалом. Вот пусть они и конкурируют друг с другом в ценовом формате. Уверен, такие организации не станут до бесконечности снижать стоимость. Они работают в реальном секторе и с реальными затратами. Тогда и порядок на рынке будет. Что же касается предоставления всем производственникам равных возможностей (а именно эту позицию, очевидно, и отстаивают авторы ФЗ-94), то это большая глупость. Нельзя мешать одно с другим. В дорожный сектор невозможно прийти с улицы. Для этого требуется, прежде всего, образование, опыт, техника и технологии. Мы же не картошкой на базаре торгуем. Если какие-то малые предприятия захотят проявить себя в этой отрасли, у них всегда есть возможности для субподряда. Я бы мог сказать таким ребятам — вы сначала проявите себя на рынке. Репутацию в отрасли заработайте, техникой собственной обзаведитесь, специалистов на работу примите. А потом мы с вами будем конкурировать на равных. Пока же придется потрудиться в рамках тех же субподрядов. С этого многие начинали. Зачем сразу пытаться залезть в серьезные проекты? Но беда в том, что у многих руководителей таких вот «дорожных» фирм такой задачи и нет. Они просто пытаются всеми силами завладеть тем или иным объектом. По принципу — сначала конкурс выиграем всеми правдами и неправдами, а потом и подумаем, как свои обязательства выполнить. Но при таком подходе нас не ждет ничего хорошего. Ни заказчиков в лице государства, ни дорожников, ни обычных граждан. ФЗ-94 необходимо менять в срочном порядке. Еще раз повторюсь — торги следует проводить в два этапа. Это — оптимальный вариант. Да и сроки проведения конкурсов следует скорректировать. Лучше всего ориентироваться на торги в конце января — начале февраля. В это время бюджеты территорий уже сверстаны и приняты. И ничего не мешает чиновникам приступить к аукционам зимой.

Техника — молодежи

Еще одна проблема для дорожников — кадровая. К сожалению, специалистов для отрасли не хватает. Увы, это характерно для всей России, а для Дальнего Востока — особенно. Из нашего региона уже давно уезжают люди. Причем не самые худшие. Бомжи на запад в поисках лучшей доли не рванут. А вот трудоспособное население — вполне. Что сейчас и происходит. И вот на эту беду наслаивается другая. В 90-е годы прошлого века в стране активно закрывались ПТУ и техникумы. Молодые люди стали очень активно получать юридическое и экономическое образование. А вот престиж рабочей профессии был утрачен. И это — самое печальное. В общественном сознании произошел перекос. Мол, сидеть в офисе — это престижно. А вот работать в строительстве или на заводе — нет. При этом мы почему-то забыли, что все истинные ценности производят не офисные работники, а труженики. Все это прекрасно понимают руководители компании «Устой-М». Здесь работает около 250 человек, и каждый из специалистов реально чувствует свою значимость. Юрий Ломакин создал хорошие условия для своих сотрудников, каждый из которых обеспечен вполне конкурентоспособной зарплатой и полным соцпакетом. И коллектив предприятия способен решить производственную задачу любого уровня сложности. Но квалифицированных сотрудников не хватает и здесь. Вот как комментирует ситуацию Юрий Валентинович:

— Я подумываю о том, чтобы найти какое-то ПТУ и предложить ему готовить для нашего предприятия квалифицированных рабочих. Например, машинистов грейдеров, экскаваторов, бульдозеров… Вообще специалистов среднего звена. Мы готовы такому учебному заведению не только деньги платить за целевую подготовку сотрудников для своего предприятия. На проблему приходится смотреть шире. Мы планируем предоставить этому ПТУ свою современную технику, чтобы студенты (и не только пришедшие из нашей компании) могли на практике осваивать азы производства. Более того, наши опытные специалисты будут принимать непосредственное участие в учебном процессе. У них есть серьезный опыт, который они могут передавать молодежи. Есть, конечно, и второй вариант — приглашать работников из других регионов России. Из Сибири, например, или из маленьких городов центральной части страны. Но ведь обидно становится за своих земляков. Неужели наши ребята окончательно утратили вкус к созидательному труду? Мы живем на уникальной земле. Камчатка, вообще Дальний Восток — это замечательный регион. И очень бы хотелось, чтобы у нашей территории было будущее. А будущее принадлежит людям труда. К сожалению, настоящие специалисты, профессионалы с большой буквы не вечны. А вот молодежь на их место не приходит. И я буду делать все возможное, чтобы эту скособоченную ситуацию выправить. А может, все-таки будем приглашать ответственных, трудолюбивых ребят из других регионов. Это, кстати, тоже неплохой вариант. Ведь если к нам на Камчатку станут приезжать люди, значит, появится возможность закрепить их на Дальнем Востоке. Наша территория от этого только выиграет.

Выход есть

Между прочим, сейчас многие руководители дальневосточных промышленных компаний предлагают свой вариант решения кадровой проблемы. Речь идет о внедрении схем государственно-частного партнерства, когда производственники, совместно с региональными и муниципальными властями, финансируют подготовку необходимых рынку специалистов. По принципу — не обязательно, чтобы после получения диплома эти ребята пришли на работу именно в нашу компанию. Если такие профессионалы будут подготовлены — это уже благо. Тогда за таких сотрудников и возникнет конкуренция между теми же предприятиями. Об этом, кстати, мы в свое время писали в нашей газете. Но Юрий Ломакин все-таки смотрит на проблему со своей, взвешенной позиции:

— Если проект государственно-частного партнерства в среднем специальном образовании будет реализован на уровне регионов — это, конечно, неплохо. Это как раз тот самый случай, когда денег не жалко. Был бы толк. Но пока мы не знаем, какие именно формы примет такой проект. Конкретики-то нет. Поэтому на сегодня мы рассматриваем ситуацию, при которой наша помощь будет оказана конкретному учебному заведению. В этом случае речь идет и о финансовой поддержке, и о технической.

Производственный прорыв

Компания «Устой-М» занимает на рынке Камчатского края особые позиции. Здесь, напомним, работают около 250 специалистов. Парк различной техники (по преимуществу дорогостоящей импортной) насчитывает 200 единиц. Также на балансе предприятия находится современный АБЗ производства Южной Кореи, дробильно-сортировочные комплексы и сертифицированная лаборатория. Все это позволяет участвовать в реализации наиболее масштабных отраслевых проектов. К примеру, в этом году коллектив предприятия должен сдать 36-километровый участок на автодороге Петропавловск-Камчатский—Мильково. Здесь сотрудники «Устой-М» производили ремонтные работы в течение последних трех лет. А вообще в сегодняшнем активе предприятия (если говорить непосредственно о текущем годе) — около 10 различных объектов. Это и ремонтируемые, и уже отремонтированные участки дорог. Кроме этого, предприятие занимается еще и содержанием автотрасс. В этом плане самым серьезным объектом считается участок 34–15-й километр дороги Петропавловск-Камчатский–Мильково. Содержат работники компании и один из участков на трассе Ключи–Усть-Камчатск. И это далеко не полный перечень аналогичных объектов. Так что можно без преувеличения констатировать — компания «Устой-М» является одним из лучших отраслевых предприятий региона. Об этом говорит, в числе прочего, и такой факт. По итогам года руководители предприятия во главе с Юрием Валентиновичем Ломакиным планируют освоить около миллиарда рублей. Далеко не каждая отраслевая структура в состоянии продемонстрировать такие финансовые и, соответственно, производственные объемы. Но «Устой-М» по праву занимает лидирующие позиции на дорожном рынке территории. Это признано на всех уровнях.

Александр МАТВЕЕВ

Газета «Наш регион — Дальний восток» | Октябрь 2011

Люди мы местные

Компания «Устой-М» (Камчатский край) работает на дорожном рынке без малого 8 лет. За эти годы организация из маленькой фирмы со штатом в пять человек, выросла в мощную производственную структуру, в которой работает 250 квалифицированных специалистов. Парк «Устой-М» насчитывает 200 единиц тяжелой импортной техники. Также на балансе компании находятся современные АБЗ, дробильно-сортировочные комплексы и сертифицированная лаборатория. В 2004 году предприятие освоило около 10 миллионов рублей. А по итогам этого года освоение должно превысить миллиард.

Вопрос:

Юрий Ломакин:

— Я считаю, что торги необходимо проводить в два этапа. На первом — изучать управленческий, технический и технологический потенциал участников, а также их опыт работы в условиях Дальнего Востока. Ну а на втором этапе можно приступать к непосредственной ценовой конкуренции. Это позволит отсеять фирмы-однодневки и создаст условия для нормальной отраслевой деятельности. Так что стоит видоизменять ФЗ-94. Также было бы целесообразно проводить конкурсы не накануне рабочего сезона, а в конце января — начале февраля, когда бюджеты регионов уже приняты. Еще одна проблема — кадровая. Стоило бы подумать о подготовке специалистов среднего звена для дорожной отрасли. И мы готовы в этой связи оказать любую помощь всем заинтересованным сторонам. Но самое главное заключается в том, что назрела необходимость принимать новый федеральный закон об особом статусе Дальнего Востока и предоставлять местным компаниям налоговые и другие льготы. По принципу Аляски в США. Это — жизненная необходимость для нашей территории. Ведь людей здесь скоро вообще не останется.



Scroll Up