Дороги могут быть не бедой, а гордостью
Вижу цель — не вижу препятствий — эту известную формулу успеха, ставшую девизом многих прирождённых лидеров и беззаветных тружеников, без сомнения можно назвать и девизом камчатского дорожного предприятия ООО «Устой–М».
Неуклонное развитие, наращивание объёмов работ, неизменное правило ежегодно обновлять парк техники, а также готовность взять абсолютно любой по сложности и месторасположению объект — такова политика предприятия и его руководства в лице директора Юрия Ломакина. Сегодня мы говорим с ним о делах и планах, о людях, которые воплощают их в жизнь, а также о целях, которые всегда достижимы, если к ним действительно стремиться.
— Юрий Валентинович, на каких объектах предприятие работает сегодня?

— Сейчас предприятие работает на четырёх крупных объектах. Это три участка ремонта автомобильной дороги федерального значения Петропавловск–Камчатский — Морской порт — Аэропорт. Сдача шестикилометрового участка запланирована на 2014 год.

Следующий, перешедший с прошлого года, объект — реконструкция пяти километров автодороги Петропавловск–Камчатский — Елизово — Мильково, участок км 24–29. И ещё один участок на этой же дороге с 53 по 71 километр, где необходимо выполнить порядка 16 километров ремонта асфальтобетонного покрытия.

Кроме того, выиграли аукцион по программе развития и благоустройства районных центров и посёлков, утверждённой правительством Камчатского края. В этом году мы начали с Усть–Камчатска, демонтировали и перевезли туда свой асфальтобетонный завод. Сейчас делаем ремонт пяти километров территориальной дороги, они уже практически готовы, также работаем на муниципальных дорогах и межквартальных проездах.

— Можно ли назвать эту работу профессионально интересной? Возникают ли какие–либо сложности при её осуществлении?

— В основном все работы для нас привычны и хорошо знакомы. Единственное, что не типично для нас — это то, что на федеральной трассе, на трёх её участках, за три сезонных месяца мы поставили порядка 20 километров бордюра и большое количество колодцев, ливнёвок, тротуаров. Скажем так, для нас это не совсем свойственно, но так как это наш объект, то напрягаемся и выполняем. А сложности? Возникают, конечно, но мы их стараемся по возможности переводить в ранг преимуществ. По той же федеральной трассе — большая интенсивность дорожного движения, и если работать там днём, наступит просто транспортный коллапс, так как это главная магистраль города. Поэтому мы приняли решение работать ночью. Это, конечно, повлекло увеличение затрат на производство работ, однако мы компенсировали их за счёт увеличения производительности, ведь ночью работе никто не мешает.

— А какие технологии используются при производстве работ?

— Технологии в основном самые обычные. На объекте ремонта км 58–63 автомобильной дороги Петропавловск–Камчатский — Мильково выполняем ремонт асфальтобетонного покрытия с устройством геосетки между слоями.

К сожалению, пришлось отказаться от технологии укладки ЩМА, её использование оказалось невыгодным для предприятия, так как по проектным сметам стоимость ЩМА значительно занижена относительной его реальной цены. Мы неоднократно разговаривали об этом с заказчиком, но пока всё остаётся по–прежнему. Во‑первых, как я это понимаю, новые технологии — это увеличение затрат. Но это естественно, что в первое время затраты возрастают, зато потом они окупаются, компенсируются экономией на содержании и увеличении межремонтных сроков. Во‑вторых, многое зависит от инициативы заказчика, от его понимания проблемы.

— Впереди зимний дорожный сезон. Как готовитесь к зимнему содержанию дорог? В каком состоянии технический парк? На каком уровне финансирование этого вида работ?

— У нашего предприятия на зимнем содержании около 600 километров дорог. К зиме готовимся усиленно, у нас же здесь сильные снегопады. Готовим технику, готовим песко–соляную смесь. Приобрели три грейдера, четыре снегоуборочные машины. Вообще в этом году наш парк пополнился порядка десятью единицами техники — асфальтоукладчиками, катками, грунтовыми катками. Мы ежегодно приобретаем технику на сумму от 60 до 100 миллионов рублей, модернизируемся. Купили хорошую фрезу, приобретаем новый АБЗ, старый не справляется с объёмами, так как работает в две смены. С появлением на дорогах новых барьерных ограждений изменилась технология очистки, выросли затраты, нагрузки на шнекоротор. И нашим грейдеристам пришлось учиться, оттачивать своё мастерство, чтобы не совершать наезды на ограждения.

Трёхлетние контракты, которые заканчиваются в этом году, финансировались на 15–18 процентов от норматива, финансирование по новым контрактам обещают увеличить, и это слегка обнадёживает.

— Не все предприятия могут похвалиться возможностью постоянно обновлять технический парк. А как это удаётся ООО «Устой–М»?

— Есть много способов. В основе их всех — рациональное использование финансовых средств. Большую роль в неуклонном развитии мы отводим квалифицированным специалистам, во‑вторых, объёмам, в‑третьих, это вложения в качественную технику, которые быстро себя окупают, и, в‑четвёртых, собственное производство, начиная от карьера, дробильно–сортировочного комплекса и заканчивая укладкой асфальтобетона.

— Насколько успешно для вашего предприятия прошли в этом году аукционы? Каким объёмом работ удалось обеспечить себя? В чём «Устой–М» видит перспективу развития на следующие годы?

— Вначале объёмов было маловато, но сейчас ситуация выровнялась, мы до сих пор продолжаем участвовать и в небольших торгах, так что в целом по году картина складывается удовлетворительная. Планируем выполнить к концу года работ на сумму свыше миллиарда рублей. В целом объёмами мы довольны. Конкуренция, конечно, есть. Не всегда мы можем позволить себе снизить цену, как некоторые, на 30–40 процентов. Вот прецедент этого года: на ремонт гравийной дороги, которую мы содержим, пришла другая компания, снизив цену на 37 процентов. Я не пошёл на такое снижение. Посмотрим, каков будет результат работы наших конкурентов.

В этом году мы впервые вышли на федеральную трассу. Кроме того, рассматриваем вариант участия в торгах по ремонту автомобильных дорог в Хабаровском крае. Это вызвано тем, что на последующие годы работы на полуострове нет. На ремонт и содержание территориальных дорог предварительно предусмотрено финансирование в размере 1 млрд 200 тысяч рублей на все предприятия. А это примерно та сумма, которая требуется одному только нашему предприятию для нормального существования. Следовательно, необходимо идти за объёмами, выходить за пределы полуострова. Сложности с передислокацией нас не пугают, нам нужна работа.

— В нынешнем году, насколько нам известно, у предприятия десятилетний юбилей. Подходя к таким рубежам, принято подводить итоги. Что сегодня представляет собой предприятие? Благодаря чему или кому удалось заработать отличную репутацию в отрасли?

— Сейчас мы как раз готовим список сотрудников, которые работают на предприятии более пяти лет, чтобы поощрить их за добросовестную работу в профессиональный праздник. Таких у нас 45 человек, а также порядка 20 человек трудятся в ООО «Устой–М» со дня его основания. Хочу поблагодарить тех, без кого наше предприятие не достигло бы высокого уровня: это машинисты экскаваторов Василий Геннадьевич Шайдулин, Александр Николаевич Панов, машинист бульдозера Владимир Дмитриевич Павлов, машинист автогрейдера Сергей Геннадьевич Кафенов, водитель Яков Петрович Дридигер, машинист бульдозера Геннадий Васильевич Сумаров, водитель Сергей Михайлович Боровской. Всего же в коллективе порядка 250 сотрудников.

Пытаемся учить молодёжь, хотя результатами пока довольны не очень. Молодые к нам идут, но хотят всего и сразу. Только сел за руль асфальтоукладчика — и сразу зарплату просит, как у опытного машиниста, хотя ему учиться и учиться, ведь от работы асфальтоукладчика, от опыта машиниста зависит выработка всей бригады и её зарплата.

Техники у нас порядка 200 единиц, есть всё: от шнекороторов и автогрейдеров до асфальтоукладочной техники. Начинали мы с суммы примерно в пять миллионов, сейчас осваиваем работ на сумму примерно 700–800 миллионов в год. Хорошую репутацию мы заработали в большей степени благодаря коллективу. Наш костяк — это опытные дорожники, на которых и держится предприятие. Кроме того, это резервы и мощности. Не у всех предприятий есть возможность взять практически любой объект: у кого–то техники не хватает, у кого–то людей, у кого–то нет своего карьера, у кого–то опыта. А у нас всё это есть. Ну и качество, которое мы всегда держим на высоте, не переставая учиться. Улучшаем качество асфальтобетона, инертных материалов, битума, делаем всё, что от нас зависит. И если раньше в нашей работе можно было обнаружить недочёты, которые мы, естественно, сразу же устраняли, то в этом году мы отлично прошли все проверки на качество асфальтобетона, осуществляемые заказчиком, и это о чём–то говорит, я думаю. У нас своя сертифицированная лаборатория, которую в следующем году, после соответствующей подготовки будем аттестовывать. Аттестация позволит нам проводить испытания любого материала, начиная от песчано–гравийной смеси и заканчивая асфальтобетоном.

Хоть я и не очень оптимистично настроен насчёт обстановки в дорожной отрасли, я желаю всем дорожникам процветания, больших заказов, стойкости духа и оптимизма, а также здоровья им самим, их родным и близким. С праздником!

Ксения Виноградова


Направление (n-dv.info) | №8 (47) Октябрь 2013