Опора камчатских дорог
В следующем году трасса Петропавловск­-Камчатский — Мильково, реконструкцию которой уже сегодня называют начальным этапом создания опорной сети дорог Камчатского края, будет сдана в эксплуатацию. На одном из участков трассы трудится коллектив крупного и успешного предприятия Камчатки — ООО «Устой-М».
Как бы то ни было, общество с ограниченной ответственностью «Устой-М» в детальном представлении не нуждается — дорожное предприятие, существующее вот уже почти семь лет, в период своего становления привлекало внимание не только высокими темпами развития, но и безукоризненной репутацией. Дорожным строителям, которые в наших дальневосточных условиях активно работают, пожалуй, только в летний период, показать себя с наилучшей стороны всего за семь сезонов, довольно трудно. И, тем не менее, «уровень планки», который задал своему предприятию Юрий Ломакин, был и остаётся высоким. В структуре дорожных предприятий Камчатского края «Устой-М» занял прочную позицию, из года в год планомерно наращивая производственные мощности, увеличивая штат сотрудников и объёмы производимых работ.

— Юрий Валентинович, каковы характеристики предприятия сегодня? Каковы объёмы работ на этот год?

— В 2003 году, когда мы начинали свою деятельность, на балансе предприятия числилась всего пара единиц техники. Сегодня в штате работают примерно 200 человек, а парк включает в себя 160 единиц самой различной техники. Мы имеем всё необходимое как для содержания автодорог, так и для их строительства и ремонта. В прошлом году мы освоили порядка 730 млн рублей, ожидаемая программа этого года немного меньше — 680 млн рублей.

В настоящее время основной наш объект — реконструкция участка 117–152 км автодороги Петропавловск­-Камчатский — Мильково. В этом году мы планируем уложить порядка 20 км асфальтобетонного покрытия. Специально для этого объекта мы приобрели, установили и запустили новый японский асфальтобетонный завод производительностью 60 тонн смеси в час. Кроме того, дополнительно привезли шесть катков и новый асфальтоукладчик «Volvo Titan­7820» с лазерной системой нивелирования.

На другом нашем крупном объекте — ремонте 30 км территориальных дорог и пяти км федеральной дороги Морпорт — Аэропорт — в этом году мы вышли на поверхностную обработку. Для этого приобрели и впервые в этом году будем использовать машину «Чип Силлер» для устройства поверхностной обработки. Работы ведутся на автодороге, соединяющей морской порт и аэропорт Петропавловска-­Камчатского, и аналогичные — на территориальных дорогах. В этом году региональные власти на ремонт дорог выделили довольно солидную сумму, около 70 млн рублей осваивает «Устой-М». Кроме того, мы сотрудничаем с газовиками, порядка 80 млн рублей отработали на строительстве газопровода.

— Расскажите о Вашей работе с точки зрения существующих в отрасли проблем. С чем приходится сталкиваться ежедневно?

— Основная проблема по объекту реконструкции автомобильной дороги Петропавловск-­Камчатский — Мильково — это некачественная проектно­сметная документация. Все затраты по выполнению неучтённых видов работ ложатся на подрядчика. В этом году предприятие выполняет большой объём работ по ремонту дорог. На этих объектах работаем на основе лишь технического задания, составленного очень некорректно из­-за отсутствия всего перечня необходимых работ.

Хорошо ли, правильно ли это? Чтобы сделать исполнительную съёмку 62 км через каждые 50м. по пяти точкам, геодезистам необходимо работать несколько месяцев. Затем нужно подсчитать объёмы и, по завершении объекта, сделать повторную исполнительную съёмку для акта ф­14. Из чего всё это должно оплачиваться? Перед началом работ нам просто необходимо иметь проект производства работ с исполнительной съёмкой и объёмами. Второй болезненный вопрос — деньги. Даже на переходящий объект финансирование поступает только в июне.

По содержанию дорог тоже масса проблем. Понятно, что региональные власти выделяют деньги, и губернатор края сейчас обратил внимание на вопросы содержания дорог. Финансирование из краевого бюджета поступает вовремя — буквально через неделю после сдачи объекта происходит расчёт. Но собственно объём выделяемых на содержание дорог средств планомерно снижается!

На протяжении нескольких лет мы бьёмся с этим, объясняем, что состояние дорог надо поддерживать, иначе потеряем даже то, что имеем. На содержание нужны деньги! Но из выделенного финансирования большая часть средств распределяется на ремонтные работы. В этом году с учётом инфляции сумма по сравнению с прошлым периодом снова снизилась. Это помимо того, что в нашем регионе финансирование на содержание дорог обеспечено на 10–15 процентов от норматива. А требования к подрядчикам остаются высокими. Но ведь не бывает такого — вы пришли в магазин и булку хлеба стоимостью 30 рублей купили за 10 копеек!
Для нашего предприятия это серьёзная проблема — мы вынуждены сокращать объёмы работ. В прошлом году «Устой-М» содержал 600–650 км дорог — мы готовы брать и большие объёмы, есть люди, техника, но отдачи от этих видов работ нет. Поэтому объёмы сократили более чем в половину и вынуждены признать, что если в дальнейшем ситуация с финансированием работ по содержанию дорог не улучшится, мы закроем и эти объекты. Нам надо развиваться, приобретать новую технику, запасные части. Выгоднее просто распустить людей и поставить технику «под забор», чем работать в убыток.

— Как же развиваться в таких условиях?

— Если говорить откровенно, руки опускаются, но надо держаться, искать новое поле для деятельности. В этом году приобрели асфальтобетонный завод, вывели его на полную мощность, набрали темпы работ по реконструкции трассы Петропавловск-­Камчатский — Мильково. По земляным дорожным работам мы давно опытные специалисты, а вот работы по асфальтобетону плотно осваиваем только второй год. Пока это новая для нас стезя, но мы учимся. И это как раз то направление, с которым мы связываем наше будущее.

— Технику каких производителей вы предпочитаете приобретать?

— Японских. Причём много техники приобретаем в лизинг. Это очень удобное направление для дорожного предприятия. Всего «Устой-М» в лизинг приобрёл спецтехники на сумму порядка 90 млн рублей.

В отношении производителей расскажу о конкретном случае — нам нужна была бочка для перевозки жидкого битума с базы, где находится битумохранилище, до объекта на расстоянии около 100 км. Решили поддержать отечественного производителя. Причём, с заводом договорились, что если обеспечим 100 % предоплаты, поставщик, увеличив скорость выполнения работ, доставит товар в течение двух месяцев. Всё это вылилось в семь месяцев ожидания. Бочку доставили буквально сегодня, причём обогрев сделали не соответствующий нашему климату. Этот небольшой пример объясняет позицию в отношении поставщиков спецтехники — ни китайскую, ни отечественную технику стараемся не покупать.

— Давайте поговорим о человеческих ресурсах. Сегодня многие предприятия сталкиваются с кадровой проблемой, «Устой-М» из их числа?

— Кадров не хватает, мы ощущаем это, выполняя большой объём работ по укладке асфальтобетона. Нужно обучать персонал новому направлению. Здесь два пути — доверять новую для нас технику опытным ответственным работникам, а рядом сажать молодого толкового парня, который бы учился, перенимал опыт.
Чтобы пополнять штат предприятия молодёжью, мы сотрудничаем с вузами, отправляя работников учиться заочно. Мы создаём все условия для трудоустройства, высоко ценим всех специалистов — и простых рабочих, и инженерный состав. Остальное зависит от человека — должно присутствовать желание работать и заработать, желание учиться.

Сегодня у нас средний возраст ИТР — около 30 лет, рабочие кадры постарше. Идеальная команда на предприятии та, в которой, как говорил Суворов, каждый солдат знает свой манёвр. И не просто знает, а ещё и хорошо его исполняет. Я не могу сказать, что мы достигли идеала, может быть это связано с тем, что темпы роста компании слишком велики. Поэтому процесс становления продолжается.

— Раз уж мы затронули тему достижения идеала, скажите, к чему вы стремитесь в развитии предприятия? Какие перспективы открываются перед ООО «Устой-М»?

— Мне сложно об этом говорить, — мы работаем только по контрактам. На следующий год у нас есть переходящий объект — реконструкция дороги до Мильково, а значит 350 млн рублей нам гарантированы. Об остальном я судить не берусь. Разговоры о перспективах развития дорожной сети Камчатского края пока для меня остаются только разговорами. Поэтому «Устой-М» работает исключительно по заключённым контрактам. Конечно, если бы мы остановились и стали жить сегодняшним днём, мы бы не развивались. Поэтому нацелены мы в будущее. Помимо укладки асфальтобетона мы осваиваем дробильно­сортировочные комплексы, которые приобрели и установили на одной из наших баз — в Елизово. Теперь выпускаем качественный щебень. У нас есть желание плотнее освоить этот рынок и со временем это получится. Так что будем развиваться дальше.

Ольга Швайченко


Направление (n-dv.info) | №7 (15) Сентябрь 2010