Про автомобильные дороги Камчатки
ООО «Устой-М» на рынке дорожного строительства Камчатского края с 2003 года. Срок вроде бы небольшой, но за это время производственная компания сумела заслужить репутацию надежного партнера, всегда четко выполняющего свои обязательства. Не случайно, видимо, предприятие было названо «Устоем» — имя компании символизирует нечто незыблемое и очень надежное. И все, что было сделано за минувшие годы, служит тому подтверждением. «Устой-М» прекрасно зарекомендовал себя на строительстве, ремонте и содержании дорог.
Начиная с первых заказчиков — ЗАО НПК «Геотехнология» и ЗАО «Камголд», все последующие партнеры в полной мере оценили достоинства компании, высокий уровень профессионального мастерства работников, мощную современную технику. Были пройдены сотни километров дорог по всему полуострову, и вот в 2006 году «Устой-М» выиграл торги и заключил договор с ГУ «Дирекция «Камчатоблавтодор». Это крупнейший заказчик в области дорожного строительства и ремонта автомобильных дорог, и, конечно, такой подряд поднял престиж предприятия, еще раз доказал, что «Устой-М» в состоянии справиться с заданием любой сложности. По этому договору компания приняла на себя обязательство содержания почти 400 километров автомобильных дорог общего пользования.

За время работы предприятия достигнуты впечатляющие результаты. Проложены и обустроены сотни километров дорог, освоены солидные объемы капиталовложений.

Но директора предприятия Юрия Валентиновича Ломакина волнует та ситуация, которая сложилась в автодорожной отрасли Камчатки сегодня.

А ситуация эта весьма непростая, особенно в плане финансирования содержания и ремонта дорог территориального значения. За последние шесть лет выделение средств на содержание автомобильных дорог уменьшилось в два раза! Практически прекратилось финансирование дорожных ремонтов, проводится только выборочный ямочный ремонт. Результатом этого стало то, что недоремонт по гравийным дорогам составляет более 95%, по дорогам с асфальтобетонным покрытием — 85%.

В таких условиях, естественно, очень трудно содержать дороги в приличном состоянии. При этом жителей края ведомственные проблемы не интересуют, им нужны хорошие дороги.

Для того чтобы улучшить ситуацию с содержанием дорог, которая тяжела не только на Камчатке, правительство России и Росавтодор приняли программу перевода федеральных дорог за три года, начиная с 2008-го, на финансирование их содержания по нормативу. Субъектам Федерации было рекомендовано сделать то же самое в отношении территориальных дорог. Однако администрация Камчатского края, наоборот, сократила на 20% финансирование содержания дорог в 2008 году по сравнению с прошлым годом. И самое главное — реальных перспектив улучшения ситуации не предвидится.

«Устой-М» сегодня содержит 667 километров из 1 342 километров дорог территориального значения. Учитывая вышесказанное, содержать их непросто, но предприятие делает все, что возможно, чтобы поддерживать дороги в приличном состоянии. К примеру, в Усть-Камчатске компания взяла в аренду базу, в поселке Дальнем приобрела комплекс зданий, ведутся переговоры по приобретению базы в городе Елизово. Конечно, эти базы приходится ремонтировать, ставить автономное отопление, устраивать боксы под стоянку техники. Все это требует затрат. И в то же время восемь дорожных дистанций, которые в свое время строились на государственные средства, не эксплуатируются и постепенно разрушаются. Юрий Валентинович резонно говорит, что если подходить к решению вопроса по-государственному, то необходимо бесхозные базы и дорожные дистанции передавать в аренду организациям, выигравшим конкурс на содержание дорог. Но вот уже два года, как никто и не собирается решать эту проблему.

И все же, несмотря на все трудности, ООО «Устой-М» содержит дороги и будет содержать впредь. И естественно, строятся новые дороги. Так, в 2007 году были сданы такие значимые объекты, как автодорога Мильково — Ключи — Усть-Камчатск на участках 324–331-й километр и 315–319-й километр, выполнен ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия дороги территориального значения, построено девять километров горнорудной дороги по заказу ЗАО НПК «Геотехнология», благоустроен госпиталь в поселке Рыбачьем. Это помимо текущего содержания дорог. Объемы выполненных в 2007 году работ в денежном выражении составили 213 млн рублей. Для сравнения: показатель 2006 года — 66 млн рублей.

Рост показателей во многом стал возможен благодаря тому, что руководство предприятия особое внимание уделяет техническому оснащению. Ведь в строительной отрасли любого профиля очень многое зависит от того, насколько укомплектован парк машин и механизмов, насколько эта техника современна и надежна. В ООО «Устой-М» сегодня насчитывается более 80 единиц техники. Предприятие имеет все необходимое для производства широкого спектра работ. Есть экскаваторы, бульдозеры, шнекорторы, автогрейдеры, катки, асфальтоукладчики, подметально-уборочные машины, снегоуборочная техника. При этом в компании приобретают только высококлассную технику, преимущественно импортного производства. На качестве здесь не экономят, и такая политика себя полностью оправдывает. Так, в последнее время приобретены каток комбинированный SAKAI TF, дробильно-сортировочное оборудование производительностью 50 т/ч японского производства, бульдозер KOMATSU D155, асфальтоукладчик и другая техника. В январе нынешнего года компания заключила договор лизинга на покупку мобильного асфальтобетонного завода. А ведь когда-то предприятие начиналось с двух единиц техники, и то арендованной. Сегодня же «Устой-М», помимо дистанций в районах, имеет свою собственную производственную базу в Петропавловске-Камчатском.

Второй момент, который руководство компании ставит во главу угла,— кадровая политика. Здесь хорошо понимают, что без высококлассных специалистов не спасет никакая чудо-техника. Если в первые месяцы после основания фирмы здесь трудились пятеро сотрудников, то сегодня на предприятии заняты более ста человек. Костяк коллектива — рабочие-механизаторы, средний возраст которых 45–50 лет. С одной стороны, это хорошо — люди все опытные, отлично знающие производство, но с другой — ветеранам нужна смена. Так что на предприятии решили сами готовить молодые кадры. Руководят обучением самые классные специалисты, передавая наработанные навыки.

Столь впечатляющих результатов компания «Устой-М» смогла добиться благодаря тому, что здесь не живут одним днем, а работают на перспективу, расширяют сферу своей деятельности. Например, купленный недавно дробильно-сортировочный комплекс позволит вести первичную и вторичную обработку каменного материала. Это улучшит качество инертных материалов асфальтобетонной смеси, что, в свою очередь, сделает более долговечным дорожное покрытие.

Начавшийся год также обещает быть плодотворным для компании. Запланировано строительство горнорудных дорог, намечено участие в конкурсе на выполнение ремонтных работ с последующим устройством черного покрытия на автодороге Петропавловск-Камчатский — Мильково. И, конечно же, останутся все заботы по содержанию автодорог территориального значения.

Всего пять лет работает на Камчатке компания «Устой-М». Но как много сделано за это время! Сегодня предприятие отлично известно всем, кто связан дорожным строительством и содержанием. Компании поручают самые ответственные задания. И заказчик всегда уверен — работы будут выполнены точно в срок и с отличным качеством.

Татьяна ВИНСОВА


Газета «Наш регион — Дальний восток» | Январь 2008 г.