— Кроме содержания дорог, на каких объектах занято ООО «Устой-М» в этом сезоне?
— С прошлого года мы работаем на реконструкции участка 249-260 км региональной автомобильной дороги Петропавловск-Камчатский — Мильково. В этом году объект будет сдан в эксплуатацию. Ещё на один переходящий объект — участок 106-112 км этой же дороги — контракт заключён в этом году. Это пучинистый участок, на нём необходимо заменить земполотно, уложить новый асфальт. Сейчас мы начинаем земляные работы, а в 2016 году участок будет полностью реконструирован. Кроме того, предприятие продолжит работу по региональной программе благоустройства районных центров. Уже выигран контракт на первый этап благоустройства посёлка Усть-Большерецк и есть желание поучаствовать в торгах по второму этапу. Очень интересный объект для «Устой-М» — строительство биатлонного комплекса в Петропавловске-Камчатском. В прошлом году мы проложили там пять с половиной километров лыжно-роллерной трассы, в этом году закончим асфальтирование стадиона. Но даже с учётом всех этих работ пока мощности предприятия загружены не более чем наполовину.
— Есть надежда, что объёмы вырастут до конца сезона?
— Мы предполагаем, что в июле-августе будут разыграны контракты ещё на два участка дороги Петропавловск-Камчатский — Мильково. Проекты сейчас на экспертизе, деньги на них выделены из федерального дорожного фонда, мы планируем участвовать в торгах.
— Насколько велики шансы выиграть контракт, есть ли конкуренция среди дорожников на Камчатке?
— На небольшие объекты, конечно, конкуренция есть. Даже на объекты содержания при том более чем скромном финансировании, которое выделяется на этот вид дорожной деятельности, цена контракта снижается на торгах. На крупные объекты компании с материка пока не выходят, а среди местных дорожных предприятий не много найдётся таких, у кого для этого есть финансовые возможности. Обеспечение заявки — довольно приличная сумма, 10 процентов от стоимости. Банковская гарантия — тоже деньги немалые. Не всякий банк даёт банковскую гарантию и не у всякого теперь её можно взять. Это сложно даже такой мощной организации, как «Устой-М».
— Всё-таки новый закон о контрактной системе усложнил дорожникам жизнь?
— В части обеспечения заявки, обеспечения контракта — безусловно. У нас были такие контракты на содержание, когда пришлось вкладывать собственные оборотные средства предприятия, пока мы не получили банковскую гарантию. По гарантии тоже затраты довольно серьёзные: мы заходим на объект на три года, платим пять процентов годовых от банковской гарантии, итого 15 процентов — сумма приличная, а она ведь нигде не закладывается и не учитывается. Штрафы тоже ужесточились, но мы стараемся работать так, чтобы штрафные санкции свести к минимуму. Просто получается, что у нас односторонний контракт — все штрафы в одну сторону, все обязанности в одну сторону.
— Есть ещё один момент, который нигде не учитывается, — изменение цен на материалы. В контрактах прописана их фиксированная стоимость на момент разработки проекта…
— Это очень сложный вопрос и для нас очень болезненный, особенно в этом году. Заказчик проектно-сметную документацию должен пропускать через торги. Вот последний пример: в торгах на выполнение проектно-сметной документации участвовало 18 претендентов. Скинули от 60 до 70 процентов от первоначальной стоимости контракта. Как дальше будет действовать проектировщик, выиграв такой контракт? Ему ведь надо ещё и в сроки успеть уложиться. Поэтому по минимуму всё это делается, где-то вместо 20 буров по геологии, скажем, делается два или вовсе используются данные из Интернета. В итоге мы получаем проекты соответствующего качества. И по расчётам стоимости тоже. Есть разные методы расчёта — ресурсный метод, федеральные единичные расценки, территориальные единичные расценки… Проектировщик берёт, что проще и что позволяет быстрее пройти экспертизу. А в итоге получается, что в прошлом году стоимость асфальтобетона у нас была 750-800 рублей за квадратный метр, а в этом году торговались объекты со стоимостью асфальтобетона по 500 рублей за квадратный метр. Поэтому есть прецеденты, когда на некоторые объекты никто из дорожников просто не выходит на торги — такая цена.
— Проектный отдел, созданный в ООО «Устой-М», не может сам готовить проектно-сметную документацию, или просто не хотите быть 19 участником торгов?
— Небольшие объекты по ремонту мы делаем, а на крупные пока не выходим. Сейчас помогаем с геологией, предоставляем свою лабораторию проектной организации на трёх участках реконструкции. Мы планируем выйти на торги на эти объекты через два года, и есть вероятность, что мы их выиграем, поэтому в наших интересах, чтобы проектно-сметная документация была выполнена качественно. Но даже если их выиграет кто-то другой, мы, как жители региона, всё равно заинтересованы в том, чтобы по этим проектам была построена качественная дорога.
— Что это за объекты?
— Это та же дорога Петропавловск-Камчатский — Мильково. На ней до Милькова осталось порядка 90 км гравийки. Сейчас этот разрыв переводится в асфальтобетонное покрытие: что-то уже делают дорожники, что-то ещё на стадии разработки проектов, что-то на стадии подготовки к торгам на проектирование.
— Насколько активно здесь, на краю земли, используются современные технологии дорожного строительства?
— Всё опять же упирается в проекты. Если проектировщики заложили гофрированные трубы, геотекстиль, георешётки, значит, мы их применяем. Если не заложили — мы не можем применить.