Вот такая ситуация. Думаю, она везде такая. За примером далеко ходить не надо: участок дороги Петропавловск-Камчатский — Мильково, 249-260 км, на который мы зашли в январе. Вроде бы серьёзный объект, реконструкция дороги, но только зашли — и началось: грунты не соответствуют, геология сделана неправильно, грунт в карьерах не соответствует проекту, и так одно за другим. Проекты просто отвратительные. Поэтому те объекты ремонта, которые планируются по нашим дорогам и на которые мы готовы выйти, теперь стараемся проектировать сами. Правда, здесь тоже есть некоторые сложности: у заказчика определена стоимость за километр, и выходить за эти рамки нам ни на рубль не позволяется. Приходится спорить, объяснять, например, что здесь геология не такая, там нужно другую технологию применить… Но у заказчика задача другая — сделать как можно больше километров при ограниченных средствах, а как долго эти километры прослужат — уже другой вопрос. Один рубль сегодня — это не то, что десять завтра. Предусмотреть в проекте современные эффективные технологии, можно только не выходя за рамки финансирования. То есть в большинстве случаев практически невозможно.Постоянно сталкиваясь с недоработками и ошибками проектирования, специалисты ООО «Устой-М» ещё на начальной стадии изысканий стараются как можно больше контактировать с проектировщиками.
— Сейчас проводятся изыскания по двум объектам на дороге Петропавловск-Камчатский — Мильково. Мы тесно сотрудничаем с проектной организацией, которая выиграла контракт на проектирование этих объектов. Наш главный инженер постоянно общается с мастерами, которые работают на этих участках. Сам я тоже часто останавливаюсь, смотрю: где какая геология, какие грунты. Вместе решаем возникающие то вопросы, даже помогаем им техникой. И проектировщику так легче работать, и нам проще с самого начала совместно с проектировщиками принимать решения на стадии проектирования, чем потом переделывать и задавать все эти вопросы заказчику.Когда подрядчик получает объект, который проектировался год-два назад, когда он и знать не знал, что будет работать на этом объекте, он начинает проверять и думать, что же с этим объектом делать — то ли сразу отказаться от контракта, то ли всё-таки попробовать поработать, неся дополнительные затраты из-за ошибок проектирования. А если ещё на стадии торгов стоимость контракта снизили процентов на 15, то и вовсе беда. Внести изменения в уже готовый проект очень сложно. Сейчас по нашему объекту мы пытаемся что-то сделать, работаем и с заказчиком, и с проектировщиком, одни объёмы убираем, другие добавляем, где-то объёмы грунта по земполотну увеличиваем, замену увеличиваем и смотрим резервы, откуда можно убрать, что исключить. Но, на самом деле так быть не должно. Я вспоминаю старые времена — конечно, тогда тоже были и какие-то недочёты, недоработки, но такого, как сейчас, никогда не было, можно было нормально работать по проектам. А причины те же, что и на строительстве: цены на аукционах снижаются, на торги выходят организации, не имеющие ни качественной профессиональной подготовки, ни опыта, ни репутации. И дальше в этой цепочке, начиная с проектов, ослаблено буквально каждое звено.Какие условия необходимы для строительства современных долговечных дорог на Дальнем Востоке, в частности, на Камчатке? Понятно, что снижение стоимости контрактов на аукционах, недоработки проектов, сложные транспортные схемы доставки на объекты людей, техники, оборудования и материалов, недозагруженность основных средств предприятий и неритмичность их работы, сложные климатические условия прямо влияют на результат работы дорожников. Не все эти факторы влияния можно устранить, но нужно хотя бы попытаться устранить те, что возможно. Например, проблему отвода карьеров под строительство дорог. Ведь получение лицензии на разработку карьера порой требует больше времени, чем само строительство. При этом подрядчик выполняет государственный заказ, обеспечивая транспортную доступность территорий и, в конечном счёте, целостность государства. Несмотря на существующие неустранимые и не устраняемые сложности, дорожники продолжают работать, строить дороги и планы развития своих предприятий.
Елена Меренкова
Направление (n-dv.info) | №5 (54) Июнь 2014