Дороги могут быть не бедой, а гордостью
Дорожно-строительный сезон начинается на Камчатке. Специалисты одного из крупнейших отраслевых предприятий региона — ООО «Устой-М» — уже ведут земляные работы, готовят к летнему сезону спецтехнику и асфальтобетонный завод, планируют участие в предстоящих аукционах и пытаются самостоятельно или совместно с заказчиками и проектировщиками решать сложные производственные задачи…
В камчатском ООО «Устой-М» работает порядка 270 человек и около 250 единиц техники. Предприятие содержит производственные базы практически по всей территории полуострова, систематически обновляет технический парк, проводит обучение специалистов, осваивает современные технологии. Об особенностях нынешнего дорожно-строительного сезона, объектах предприятия и общих проблемах отрасли мы говорим с директором ООО «Устой-М» Юрием Ломакиным.

— Дорожный сезон в этом году начинается как обычно, — говорит Юрий Валентинович. — Сейчас середина мая, а торгов у нас ещё нет. Всё как всегда. С прошлого года в Камчатском крае действует программа по благоустройству районных центров — Усть-Камчатска, Эссо, Усть-Большерецка… Наше предприятие в прошлом году выполняло работы по асфальтированию посёлка Усть-Камчатск в 700 километрах от Петропавловска. В этом году будут разыгрываться объекты благоустройства в селе Эссо, это порядка 530 километров от Петропавловска. Если выиграем, будем перевозить туда асфальтобетонный завод. Кроме асфальтирования дорог там предполагается целый комплекс работ по благоустройству: дренажи, бордюры, тротуары…

Выйти на объекты

Контракты на объекты благоустройства и участки ремонта на краевых дорогах будут разыгрываться по условиям нового закона о федеральной контрактной системе. ООО «Устой-М» ещё не имеет такого практического опыта. Пока особых сложностей, во всяком случае, на этапе подготовки к участию в предстоящих торгах, новая контрактная система у камчатских дорожников не вызывает. Заказчик планирует проводить электронные аукционы, для подрядчиков пакет документов практически не изменился. Есть некоторые опасения, в частности, по поводу предоставления банковских гарантий на длительные сроки, так как сумма процентов по этим гарантиям увеличится. Но в целом о плюсах и минусах нового закона говорить пока рано. Сейчас главная задача ООО «Устой-М» — получить новые объекты.

— Программа благоустройства работает, на неё выделяются приличные деньги, — продолжает Юрий Ломакин. — Но при этом одновременно уменьшилась программа ремонта краевых дорог — в одном месте прибавилось, в другом убавилось. Тем не менее, с учётом работ по благоустройству мы рассчитываем выйти на объёмы прошлого года, если, конечно, выиграем контракты. Сказать, что на Камчатке вовсе нет конкуренции на торгах по дорожно-строительным работам нельзя. Периодически пытаются выйти на наши объекты даже «варяги» с материка. Другое дело, что перевозить завод, дробильно-сортировочные комплексы, перебазировать технику, людей, например, в Усть-Камчатск за 700 километров, довольно сложно. С доставкой материалов тоже всё непросто: практически только инертные материалы — щебень, ПГС — мы производим сами. Всё остальное — битум, геотекстиль, георешётки, буквально даже крышки колодцев — везём с материка. Поэтому транспортная составляющая в стоимости строительства очень высока.

Сейчас ООО «Устой-М» занято на переходящих объектах: реконструкции участка 249-260 км региональной автомобильной Дороги Петропавловск-Камчатский — Мильково и трёх участках общей протяжённостью 6 км на федеральной автомобильной дороге Морпорт — Аэропорт.

— На 11-километровом участке автодороги Петропавловск-Камчатский — Мильково в этом году у нас только земляные работы — земполотно и искусственные сооружения. На следующий год — асфальтобетонное покрытие и ввод объекта в эксплуатацию. А три участка на федеральной дороге должны сдать в этом году, в октябре. Но, если не подведёт погода, сдадим уже в сентябре. Пока кроме этих двух переходящих объектов объёмов нет.


Укрепить слабое звено

Уже второй год в ООО «Устой-М» действует собственный проектный отдел — геологи, проектировщики, специалисты лабораторного контроля. Расширение сферы деятельности предприятия было связано с острой производственной необходимостью.

— За последние два года не было таких объектов, где бы мы не столкнулись с ошибками проектирования, — говорит Юрий Валентинович. — Исходя из этого опыта, мы пришли к тому, что получив объект, работы на нём начинаем только после того, как проведём проверку — геологию, карьеры, земполотно, чёрные отметки. При этом у нас ограниченные сроки работы на объекте — за полтора года мы должны уложить земполотно, построить искусственные сооружения, отремонтировать мосты. Вместо этого нам приходится с результатами проверок идти к заказчику или писать ему официальные письма, на что уходит огромное количество драгоценного времени рабочего сезона.

Вот такая ситуация. Думаю, она везде такая. За примером далеко ходить не надо: участок дороги Петропавловск-Камчатский — Мильково, 249-260 км, на который мы зашли в январе. Вроде бы серьёзный объект, реконструкция дороги, но только зашли — и началось: грунты не соответствуют, геология сделана неправильно, грунт в карьерах не соответствует проекту, и так одно за другим. Проекты просто отвратительные. Поэтому те объекты ремонта, которые планируются по нашим дорогам и на которые мы готовы выйти, теперь стараемся проектировать сами. Правда, здесь тоже есть некоторые сложности: у заказчика определена стоимость за километр, и выходить за эти рамки нам ни на рубль не позволяется. Приходится спорить, объяснять, например, что здесь геология не такая, там нужно другую технологию применить… Но у заказчика задача другая — сделать как можно больше километров при ограниченных средствах, а как долго эти километры прослужат — уже другой вопрос. Один рубль сегодня — это не то, что десять завтра. Предусмотреть в проекте современные эффективные технологии, можно только не выходя за рамки финансирования. То есть в большинстве случаев практически невозможно.

Постоянно сталкиваясь с недоработками и ошибками проектирования, специалисты ООО «Устой-М» ещё на начальной стадии изысканий стараются как можно больше контактировать с проектировщиками.

— Сейчас проводятся изыскания по двум объектам на дороге Петропавловск-Камчатский — Мильково. Мы тесно сотрудничаем с проектной организацией, которая выиграла контракт на проектирование этих объектов. Наш главный инженер постоянно общается с мастерами, которые работают на этих участках. Сам я тоже часто останавливаюсь, смотрю: где какая геология, какие грунты. Вместе решаем возникающие то вопросы, даже помогаем им техникой. И проектировщику так легче работать, и нам проще с самого начала совместно с проектировщиками принимать решения на стадии проектирования, чем потом переделывать и задавать все эти вопросы заказчику.

Когда подрядчик получает объект, который проектировался год-два назад, когда он и знать не знал, что будет работать на этом объекте, он начинает проверять и думать, что же с этим объектом делать — то ли сразу отказаться от контракта, то ли всё-таки попробовать поработать, неся дополнительные затраты из-за ошибок проектирования. А если ещё на стадии торгов стоимость контракта снизили процентов на 15, то и вовсе беда. Внести изменения в уже готовый проект очень сложно. Сейчас по нашему объекту мы пытаемся что-то сделать, работаем и с заказчиком, и с проектировщиком, одни объёмы убираем, другие добавляем, где-то объёмы грунта по земполотну увеличиваем, замену увеличиваем и смотрим резервы, откуда можно убрать, что исключить. Но, на самом деле так быть не должно. Я вспоминаю старые времена — конечно, тогда тоже были и какие-то недочёты, недоработки, но такого, как сейчас, никогда не было, можно было нормально работать по проектам. А причины те же, что и на строительстве: цены на аукционах снижаются, на торги выходят организации, не имеющие ни качественной профессиональной подготовки, ни опыта, ни репутации. И дальше в этой цепочке, начиная с проектов, ослаблено буквально каждое звено.

Какие условия необходимы для строительства современных долговечных дорог на Дальнем Востоке, в частности, на Камчатке? Понятно, что снижение стоимости контрактов на аукционах, недоработки проектов, сложные транспортные схемы доставки на объекты людей, техники, оборудования и материалов, недозагруженность основных средств предприятий и неритмичность их работы, сложные климатические условия прямо влияют на результат работы дорожников. Не все эти факторы влияния можно устранить, но нужно хотя бы попытаться устранить те, что возможно. Например, проблему отвода карьеров под строительство дорог. Ведь получение лицензии на разработку карьера порой требует больше времени, чем само строительство. При этом подрядчик выполняет государственный заказ, обеспечивая транспортную доступность территорий и, в конечном счёте, целостность государства. Несмотря на существующие неустранимые и не устраняемые сложности, дорожники продолжают работать, строить дороги и планы развития своих предприятий.

Елена Меренкова


Направление (n-dv.info) | №5 (54) Июнь 2014